В России шуба всегда была не только атрибутом роскоши, но и предметом первой необходимости: зимы у нас длинные и холодные, а пункт «купить жене шубу» значится третьим в списке самых желаемых приобретений граждан после квартиры и автомобиля. Поэтому, по данным ведущих пушных аукционов, Россия до сих пор занимает первое место в мире по потреблению пушнины. Только в отличие от прежних времен, шьют эти шубы в основном из импортного меха.
Родина пушнины
Наша страна является самым крупным участником пушного рынка. Но ― лишь в качестве потребителя. Сами мы, как отмечают меховщики, ничего толком не производим. То есть шубы мы шьем, но производство пушнины находится в упадке. Исключение составляет лишь соболь, главным и единственным поставщиком которого является Россия. И то лишь потому, что этот зверь живет и размножается исключительно на территории нашей страны и только в естественных условиях. Мех соболя, выведенного в неволе, не выдерживает никакой конкуренции с диким родственником. Отечественная куница и норка профессионалов мехового бизнеса также не впечатляют.
В советские годы славились своим каракулем республики Средней Азии. Сегодня Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Киргизстан являются источником сырья для производителей из Афганистана. По рассказам закупщиков меха для индивидуального пошива одежды, собственных средств на выделку меха, на соблюдение технологий и качественное производство у этих стран нет. Афганские производители наладили здесь скупку сырья. Шкуры сортируют, обрабатывают и перепродают вперемешку с собственной продукцией, то есть под видом афганского каракуля. Мех при этом сохраняет качество и, разумеется, растет в цене.
Сегодня все более прочные позиции на мировом рынке меха занимает Китай. В этой стране, в отличие от России, не только покупают мех и носят одежду из меха, но и активно производят сырье и готовую продукцию. Китай закупает самые современные европейские (главным образом итальянские) технологии обработки шкур и пошива одежды, благодаря которым обеспечивается не только внутренний рынок, но и растет объем экспортируемой продукции. Свою долю вносят и крупные европейские производители, открывающие в Китае филиалы своих предприятий. Сергей Рябчинский, директор мехового магазина Ego Collections (эта компания является одним из ведущих греческих производителей), охарактеризовал ситуацию на рынке так: «Европейцы, в основном итальянцы, открывают в Китае свои предприятия, привозят свое сырье, свои лекала и отшивают продукцию. Поэтому на меховом пальто итальянской марки может быть лейбл «произведено в Китае». Качество при этом нисколько не страдает. Это могут быть и дорогие шубы из очень качественного меха, и более дешевые изделия, рассчитанные на массового покупателя».
Экспансия Китая повлекла рост цен на мех на мировом рынке, поскольку резко возрос и спрос на шкуры, продающиеся с аукционов. С 2000 года меховщики отмечают общую тенденцию к удорожанию как самого меха (особенно дорогих видов), так и готовой продукции. Например, престижная и дорогостоящая черная норка продается с аукционов практически без остатка. Дизайнер модного в Санкт-Петербурге мехового ателье «Натура» Ольга Бирюкова прокомментировала ситуацию: «Десять лет назад, когда я только начинала работать, пользовался спросом недорогой мех, поскольку тогда меха только начали появляться и всем хотелось иметь хоть какую-нибудь меховую вещь. Сейчас рынок насыщен, и людям хочется приобрести нечто более дорогое, эксклюзивное. Стали пользоваться популярностью шиншилла, соболь, всевозможная экзотическая пушнина. И даже если клиенты выбирают каракуль, то, как правило, очень качественный, хорошей выделки».
Мех и грех
Продажей меха занимаются пушные аукционы. Это компании, которые скупают шкуры у зверохозяйств и продают меха производителям. Сырье покупается на звероводческих фермах либо у профессиональных охотников, которые приобретают трех- или пятигодичную лицензию на один или несколько ареалов. Список разновидностей пушнины, с которой работают наиболее крупные аукционы, насчитывает несколько десятков наименований ― от норки, соболя и куницы до койота, волка, опоссума и белого медведя. На сегодняшний день меховщики отмечают пять лидирующих в мире аукционов: канадский NAFA (North American Fur Auction), копенгагенский CFC (Copenhagen Fur Center), сиэтлский American Legend с его подразделением Fur Harverster и узкоспециализированный финский аукцион FFS (Finnish Fur Sales), являющийся мировым лидером по продаже лисьего меха. Большинство из них являются обладателями собственной торговой марки. Российская компания «Союзпушнина» ― единственный обладатель официального права на продажу меха российского соболя.
В компетенцию аукционных компаний входит также тщательный контроль за уровнем содержания животных на фермах, соблюдением технологий отстрела дикого зверя, методикой выделки и хранения меха. На каждой шкурке, выставляемой на торги, проставлено клеймо аукциона и свой регистрационный номер. Именно поэтому на изделии, сшитом из «аукционного» меха, обязательно имеется лейбл компании-продавца. Это является одним из главных признаков качественного продукта.
Не способствует падению цен на мех и деятельность обществ по защите животных, благодаря которым представители меховой промышленности переходят на все более щадящие (и, соответственно, более дорогостоящие) технологии. В 2005 году на сессии Международной ассоциации меховщиков по инициативе одного из европейских участников был показан фильм о том, как зверски убивают норок на фермах в Китае. Картина вызвала широкий резонанс. В результате были приняты специальные рекомендации для европейских производителей изделий из меха, которые имеют право покупать только сертифицированную продукцию, официально продающуюся с аукционов.
К росту цен на пушнину приводит порой законотворчество властей, направленное на защиту животных. Например, в США запрещен к ввозу в любом виде мех рысевидной кошки. Легально продавать этот мех могут только Канада и США. Поэтому стоимость шубы (для пошива готового изделия используются лишь «животики», то есть небольшая часть шкуры) может достигать $300 тыс.
Цены росли бы еще динамичнее, если бы государственные структуры стран-поставщиков не осуществляли строгий контроль за численностью животных. Популяция любого вида диких животных имеет свою цикличность, снижение численности наблюдается, как правило, каждый восьмой год. Благодаря контролю властей на местах эти периоды отслеживаются и охота на то или иное животное в это время запрещается.
Не только ценный мех
Аукционы сортируют шкуры и в зависимости от их качества присваивают стартовую цену. На аукционе можно приобрести как дорогой мех высокого класса, так и мех подешевле и попроще. При покупке шубы (даже если на ней есть лейбл аукциона) потребителю не помешает знание основных признаков качества пушнины.
Шкура ― эластичный материал. Например, норковую шкурку можно без труда растянуть так, что она вдвое увеличится в размерах. Шкуры растягивают все производители. Но недобросовестные в целях экономии растягивают их настолько, насколько вообще позволяет мездра. Сохранить шкуру в таком состоянии можно только при помощи специальных химикатов. Если в пальто из такого обработанного меха попасть под дождь или снегопад, в лучшем случае вещь потеряет форму. В худшем, как говорят профессионалы, «встанет колом», «потечет» (начнет лысеть), начнет издавать резкий химический запах. Поэтому, покупая шубу, имеет смысл мех нюхать. Малейший посторонний запах должен бдительного покупателя насторожить.
Кроме того, хороший мех ведет себя как рыхлая мягкая ткань вроде кашемира или твида. То есть шкура легко драпируется. Если ее скомкать, на местах сгибов ворс будет распределен равномерно. Если расправить, следов помятости не останется. Если шкурку сложить вдвое, не будет видно мездры. Если в хороший мех запустить пальцы, поцарапать ногтями шкурку удастся с большим трудом. Сильно растянутая, пропитанная химикатами или просто плохо выделанная шкура всех этих номеров не выдержит. А шкуру можно и нужно не только трогать, но и разглядывать с лицевой стороны. Кстати, стоит обратить внимание на цвет ворса по всей его длине: если ость одного цвета, а основание подпуши другого ― перед вами невызревший или невылинявший мех.
Бесполезно, вопреки советам многих меховщиков, заглядывать под подкладку. Скорее всего, вы никаких изъянов не найдете: все дефекты после выделки могут быть незаметны. Иногда бывают незаметны даже швы на шкурках, сшитых «в роспуск» (когда участки с дефектами попросту вырезаются, а оставшиеся качественные фрагменты сшиваются воедино). Поэтому элитные салоны, имя которых уже является гарантией качества, продают изделия с пришитой подкладкой.
Где бы вы ни покупали шубу, краем глаза следите за продавцом: если он заметно нервничает, пока вы нюхаете и мнете мех, покупать шубу у такого не стоит.
Следует иметь в виду, что новая шуба, сшитая из качественного материала, имеет полное право первое время слегка осыпаться. То есть если вы достаете пальто из шкафа, встряхиваете его и на пол осыпаются отдельные ворсинки,― пугаться не стоит. Но только в том случае, если картина повторяется не более месяца. Кстати, чтобы продлить срок службы меховой вещи, летом лучше хранить ее в специальных холодильниках. Такой агрегат можно приобрести. А можно сдать шубу в специальное меховое хранилище (некоторые меховые салоны предоставляют своим покупателям услугу по хранению бесплатно). Пальто из хорошего меха проживет минимум восемь лет, а при грамотном хранении ― и все 12.
Выделка овчинки
Считается, что самым теплым и носким мехом обладают те животные, для которых суровые условия обитания являются естественной средой. Соболь не уступает роли короля мехов не только из-за своего внешнего вида и ограниченного ареала обитания, но и благодаря потребительским качествам меха. Мех канадской куницы, аналога соболя, уступает соболю по многим характеристикам.
Суровые условия снежных регионов хорошо выносят меха водных и полуводных животных, шкуры которых в естественных условиях постоянно подвергаются испытаниям водой и холодом. Поэтому в России особой, вполне заслуженной популярностью пользуется норка: ежегодно российский рынок «съедает» от 14 млн до 16 млн шкурок. От цвета меха качество норки не зависит. Некоторые опасаются покупать белую норку, предвидя пожелтение меха. Но качественный мех хорошей выделки своего цвета не поменяет, а по характеристикам он не уступает наиболее престижной черной норке. У норки есть и двойник: внешне на нее очень похожа стриженая ондатра.
Популярен на рынке и енот, которого меховщики называют фаворитом продаж. Этот мех легко шить, его часто используют для отделки зимней одежды. Он устойчив к плохим погодным условиям и долго носится. Столь же практичен мех бобра.
По своей непрактичности ни с одним другим видом меха не сравнится шиншилла. Если однажды по дороге от автомобиля до подъезда такая шуба попадет под дождь или снег ― у вас проблема: высушить и привести в первоначальный вид манто из шиншиллы сможет только профессиональный меховщик. Во второй раз, скорее всего, номер не пройдет. Кроме того, у шиншиллы есть двойник среди кроликов. Кроличий мех настолько похож на шиншиллу, что отличить один от другого порой под силу только профессионалу. Алексей Савищев, директор по маркетингу Северо-Американской пушной ассоциации в России, ироничен: «Я знаком с двумя дамами, которые приобрели манто из шиншиллы по цене шиншиллы, а на самом деле они являются обладательницами манто из кролика. Я предпочитаю их не разочаровывать…» Самого же кролика почти не подделывают ― невыгодно.
Меховой салон
Среди основных потребителей самого дорогого аукционного меха ― именитые модные марки, которые представляют в рамках своих сезонных коллекций предметы одежды из меха. Эти модели отшивают тиражами, не превышающими 250-500 штук. В монобрэндовом бутике Dolce&Gabbana вязаный жакет из стриженой норки обойдется в 268 тыс. руб. Кроме того, в Москве есть несколько специализированных салонов (в разговоре с профессиональными меховщиками упоминались магазины крупных отечественных производителей «Второй меховой», «Екатерина», «Эксклюзив М», «Тройка», «Три льва», «Русский мех»), круглый год представляющих и собственные коллекции, и продукцию узкоспециализированных меховых компаний, и вещи из коммерческих коллекций именитых брэндов. Здесь в разгар сезона можно приобрести мужское пальто из черной норки за 200-275 тыс. руб. Летом салоны могут предоставлять существенную скидку на вещи из коллекции минувшего сезона.
Что касается отечественного производителя, то одежду из меха можно встретить в коллекциях отечественных дизайнеров Ирины Танцуриной, Андрея Шарова, Алены Ахмадуллиной, Дениса Симачева. На одежде из кожи и меха специализируются отечественные брэнды «Бос Бизон», Fur Land.
Если потребителя не устраивает ценовая политика монобрэндовых бутиков или элитных меховых салонов, следует идти в крупные сетевые магазины типа «Снежной королевы», где можно купить короткий женский полушубок по цене от $2 тыс. Но и крупные сети в связи с удорожанием меха стараются переходить на продажу дорогих изделий. Львиная доля продукции на отечественном рынке принадлежит греческим и итальянским производителям, причем рассчитана она на любой кошелек. Греки поставляют изделия в основном для среднего класса, а итальянцы экспортируют более эксклюзивную и дорогую меховую одежду.
Если все же в салоне цены кажутся слишком высокими, покупательское сердце не радуют услуги по хранению и обслуживанию купленного изделия и гарантийный срок, стоит посетить меховую ярмарку. Самые массовые проводятся в Манеже и в Центральном доме художника на Крымском валу. Но, выбирая шубу на выставке-продаже, рассчитывать придется только на себя. Помимо перечисленных дефектов встречаются и такие недостатки: для нижней части воротника и для боковин (даже на шубе из качественных цельных шкур) могут использоваться шкурки более низкого качества.
Источник http://modanews.ru