Украинская сувенирная продукция, практически уничтоженная в годы экономических преобразований, вновь уверенно поднимает голову. Точнее будет сказать, что ориентированная в последние 20 лет исключительно на западный рынок, она в наши дни поворачивается лицом к своим соотечественникам. И это неудивительно, если учесть, какими огромными перспективами обладает украинский рынок сувенирной продукции и каковы традиции производства сувениров в России.
Народные художественные промыслы существовали в Украине еще до формирования государственности. Причем, благодаря огромным просторам, занимаемым современной Россией и многонациональности проживающих на этой территории народов, Россия может похвастаться таким многообразием и уникальностью художественных сувениров, с которым не может поспорить ни одно государство в мире. Это и всемирно известные Хохлома и Гжель, и ломоносовский фарфор, и изделия из Гусь-Хрустального, и тульский самовар. Помимо этого, россияне славятся своим умением изготовлять неповторимые изделия из металла, камня, дерева, лыка, пеньки и прочих материалов. Украина обладает не одним десятком национальных брендов, известных далеко за пределами нашей родины.
Почему же тогда сувенирная продукция в Киеве представлена сплошь товарами иностранного производства? Причин тому несколько. Во-первых, российская сувенирная промышленность не в состоянии конкурировать с товарами из Юго-Восточной Азии в плане цены. Русский сувенир по определению относится к средней и высшей ценовой категории. Вторая причина – неумение крупными российскими предприятиями налаживать каналы сбыта и логистические цепочки, рассчитанные на массового потребителя. И третья причина – уже упоминавшаяся ориентированность на иностранного покупателя, до недавнего времени считавшимся более перспективным, нежели внутренний потребитель. Однако, ситуация в последнее время начала кардинальным образом меняться.
На знаменитых российских предприятиях, занимающихся выпуском сувенирной продукции, в последнее время проводится диверсификация производства с целью обеспечить выпуск недорогой продукции массового спроса высокого качества. Естественно, в лучших традициях российских художественных промыслов. И не приходится сомневаться, что при грамотной постановке дела сувениры отечественного производства составят достойную конкуренцию зарубежной продукции и займут свое законное место на рынке.