Обоняние, пожалуй, самое неисследованное человеческое чувство. Часто неосознанно мы проникаемся симпатией к человеку только по причине его запаха. Точно так же другой собеседник может навсегда оттолкнуть нас своим неприятным амбре. Считается, что аромат подходит человеку, если он быстро перестает его ощущать. Вероятно, «своя» парфюмерия больше всего напоминает запах собственного тела. Издавна через запахи можно было дотронуться до самых потаенных струн человеческой души, они всегда воспринимались людьми как своеобразная магия.
Классическая парфюмерия составляется по тройственному принципу: каждый аромат должен иметь «голову», «сердце» и «шлейф». Длительность и последовательность проявления этих составляющих в готовом парфюме строго оговорена. После головного аромата в течение до получаса запах постепенно изменится и несколько часов будет оставаться постоянным — проявится средняя нота или «сердце» духов. И только примерно по прошествии 12 часов появится последняя, базовая нота — «шлейф». Она останется неизменной до полного исчезновения запаха. Именно поэтому парфюмерия должна выбираться с учетом будущего изменения запаха.
«Головная», или верхняя нота обычно состоит из очень летучих и быстроиспаряющихся элементов. Это ароматичные масла цитрусовых и различных растений — лаванды, бергамота, розмарина, базилика или мускатного ореха. Выбор верхней ноты зависит от того, кому предназначена парфюмерия — мужчинам или женщинам. Правильный подбор этого компонента очень важен — ведь именно по нем складывается первое впечатление об аромате.
«Сердце» аромата — это его характерный основной запах, он может быть самым разным, но обязательно подчеркивающим замысел создателя аромата. Это может быть мускатный, цветочный, древесный, пряный, терпкий, фруктовый или морской запах. Этот элемент духов составляется из материалов, которые испаряются довольно медленно, смешиваясь в ароматическую композицию, оттеняя и дополняя друг друга. Современная парфюмерия использует для этих целей и натуральные, и искусственные компоненты. Из натуральных материалов широко распространены роза, иланг-иланг, жасмин и лилия. Созданные искусственным путем компоненты иногда обладают уникальным запахом, который отсутствует в природе.
Вещества, которые имеют самую низкую летучесть и остаются на коже дольше всего, определяют «шлейф» аромата. Хорошая парфюмерия, попавшая на одежду, сохраняет базовую ноту несколько месяцев, особенно если одежда шерстяная. «Шлейф» аромата также используется для закрепления более летучих компонентов. Вещества базовой ноты обладают приторным, тяжелым, масляно-сладким запахом. Чаще всего это сандал, пачули, кедр, восточные пряности, мускус и фрукты. По концентрации ароматической композиции и содержанию спирта различают несколько видов парфюмерных изделий. Эти величины различны для духов, туалетной воды или одеколона.